Обращение граждан. Давайте отстаивать свои права эффективно

Печать

Для того чтобы быть эффективно защищать свои права необходимо прежде всего разобраться в сути и форме обращений граждан, которые приняты в нашем государстве. Слова практически одинаковые на слух, но каждый документ имеет своё назначение и правило составления. Давайте в этом разбираться.

Составление жалоб, претензий, заявлений необходимо сделать максимально эффективным, а для этого необходимо чётко разграничивать понятия между этими и другими документами, которые по сути все являются обращениями.

Понятия и определения

Итак, жалоба – это, прежде всего просьба о восстановлении справедливости в связи с нарушением прав или законных интересов. Обжалование решений и постановлений суда реализуется с помощью апелляционных и кассационных жалоб. Составление апелляционной жалобы, да и кассации тоже является процессом сложным, поэтому доверять их необходимо юристу.

Заявление – это обращение с целью реализации права. Примером может быть заявление об устройстве ребёнка в школу.

Исковое заявление является ни чем иным как формой обращения в суд.

Необходимо отметить, что право на подачу жалобы и заявления имеют все граждане Российской Федерации и лица без гражданства, проживающие на территории России.

Ходатайство – это обращение с просьбой о совершении процессуальных действий к суду, прокурору, следователю или судебному исполнителю в рамках открытого процесса.

Претензия – письменное требование об исполнении взятых на себя обязательств. Следует указать, что составление претензии необходимо доверить специалисту, тогда досудебная претензия будет максимально эффективной.

Необходимо иметь в виду, что обращение гражданина в официальный орган может быть как письменным, так и устным. Но любое, даже устное обращение должно быть зарегистрировано и на него должен последовать ответ в установленный законодательством срок.

 Что сделать, чтобы жалоба была рассмотрена в короткий срок?

Прежде всего, необходимо правильно выбрать адресат для обращения. Скажем, претензию о нарушении прав потребителя при покупке некачественного товара, купленного в магазине нет смысла подавать в ЖЭК, который обслуживает дом, в котором расположен магазин.

Если жалоба подаётся на какой-то орган или должностное лицо, то направлять её нужно непосредственному вышестоящему органу. Например, если в доме кровля нуждается в ремонте, а дом обслуживает местный ЖЭК, то жалобу не следует подавать Президенту Российской Федерации. Нет, конечно, направить её туда можно, только она всё равно будет спускаться и дойдёт до непосредственного начальства этого нерадивого ЖЭКа.

В любом случае такая оптимизация своих обращений пойдёт только на пользу в деле защиты прав и законных интересов.